Домашний Доктор :: Анатомия в искусстве
|
Анатомия в искусстве
На протяжении всей истории человечества анатомией интересовались не только врачи, но и те, кого называют людьми искусства. Они изображали сцены вскрытий и органы. Из фресок сохранились лишь единицы.Археологические раскопки в Риме открыли, пожалуй, одну из самых старинных—IV века. На фреске XIII века в катакомбе на Латинской дороге в Рим изображен вскрываемый труп молодой женщины, которую окружают врачи. Сцены так называемых «площадных» (т. е. публичных) вскрытий неоднократно помещались в имевших хождение на Руси рукописях XVI века. В наше время такие образцы анатомической графики, как миниатюры, инкунабельные рисунки, являются достоянием лишь немногих музеев. Значительно большую известность получили изображения, поименованные в специальных анатомических руководствах. Так, Везалий привлек в качестве иллюстратора художника Яна Стефана ван Калькара, ученика Тициана. Книгу Реальдо Коломбо оформил Паоло Веронезе, чудесны иллюстрации «Анатомии» Мондино (XVвек). И все-таки самое знаменитое...Изобразить момент вскрытия счел для себя интересным Рембрандт. Имею в виду его картину «Урок анатомии». Появлению этого полотна предшествовали следующие события. Медицинскому факультету в Амстердаме в 1555 году было предоставлено право ежегодно вскрывать казненного преступника. Потом в городе наладились регулярные занятия, благо преступников хватало, а в 1624 году выстроили специальный анатомический театр. Там трудился Николас Тульи, премного ориентированный в терапии и хирургии (даже «прелектор» хирургической гильдии). Он создал атлас «Уроки анатомии», а Рембрандт— свою картину, изображающую его и коллег. Сюжет ее не очень уже оригинальный. Насчитывают более десятка таких картин, принадлежащих кисти разных художников. Среди них Иоганнес де Кетхам (1493), Бернгарио де Карпи (1521), Питер Миревельт (1617), Томас Кейсер (1619). До Рембрандта «Урок анатомии доктора Экберта (Эгбертса)» создал Артсен Питер, а после него— Томас ван де Витт. Не только название, но и сюжеты этих картин сходные. Главное было в изображении не столько трупа или скелета, сколько людей, желавших документально запечатлеться хотя бы в группе. У Рембрандта труп на первом плане. Любой труп, конечно, не эстетичен. Однако его изображение подлинным мастером не вызывает отвращения. К тому же Рембрандт увековечил уже исчезнувшее таинство первых вскрытий. "Лекция по анатомии доктора Леймана"Через тридцать лет после картины «Урок анатомии» Рембрандт вновь обратился к этой тематике. Я имею в виду его менее известное широкой публике полотно «Лекция по анатомии доктора Леймана» (1662), сильно поврежденное потом при пожаре. Анатомический сеанс изображен и на одной из гравюр знаменитого английского художника XVIII века Уильяма Хогарта, входящей в состав цикла «Четыре степени жестокости». На переднем плане труп повешенного убийцы Тома Неро. На руке татуировка, и на лице наиотвратительнейшая гримаса. Органы преступника максимально утилизируются: один глаз вылущивают, брюшную полость вскрывают, мышцы ноги препарируют, а сердце— ест собака. Как оценивает искусствовед М. Герман, здесь и суд, и казнь, и зрелище: уже казненного наказывают еще раз. С первой половины XIX века, да и в нашем веке постепенно сошла мода ссылаться на ужасы ада, кипящее масло на сковородках или зловещее бульканье в котлах, сопровождающее обработку грешников. Но так как пример для устрашения все-таки иногда был нужен, то в ряде случаев ад и полицию поменяли на прозекторскую и вообще на анатомию, явно пытаясь осовременить ожидаемые напасти, теперь уже пугая неминуемым разъятием. Добавлено: 27-12-2019 04:36 Внимание!
|
|
Внимание! © 2007 Домашний Доктор. По всем вопросам и предложениям обращаться по Email: Обратная связь | Политика конфиденциальности |