Домашний Доктор :: Семейная психология :: Младенчество. Развитие ребенка от рождения до 1 года
|
Младенчество. Развитие ребенка от рождения до 1 годаНоворожденностьРождение - это сложный переломный процесс в жизни ребенка. Психологи отмечают кризис новорожденности. При рождении ребенок отделяется от матери и попадает в иные условия, где холодно, воздушная среда, необходимость смены типа питания, яркий свет. Приспособиться к новым условиям ребенку помогает наличие безусловных рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, пищеварения,кровообращения). Например, сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений); защитных рефлексов (закрывает глаза при ярком свете); ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света); атавистических рефлексов (хватательный рефлекс — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук и др.). К концу первого месяца жизни у ребенка появляются первые условные рефлексы. Например, ребенок реагирует на позу кормления, оказываясь на руках матери в определенном положении, у него возникает сосательный рефлекс. В психической жизни ребенка возникает слуховое(2-я - 3-я неделя) и зрительное(3-я - 4-я неделя) сосредоточение. Ребенок рождается беспомощным и ни одну свою потребность не может удовлетворить самостоятельно. Поэтому приобретая способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, ребенок, примерно в 1 месяц, останавливает на ней взгляд, вскидывает руки, издает громкие звуки, улыбается. Это так называемый комплекс оживления. У ребенка появляется первая социальная потребность - потребность в общении, что означает переход в своем развитии на новый этап. Начинается младенчество. МладенчествоВосприятие. Зрительное сосредоточение становится более длительным и к 3-м месяцам может достигать 7-8 секунд. К 4-м месяцам ребенок уже активно реагирует на увиденное. В младенчестве ребенок уже воспринимает форму предметов и их элементы. Внимание ребенка привлекает движение предмета. Хотя реакция на новый предмет появляется в довольно узком диапазоне изменений. К 3-4-м месяцам ребенок уже может различать цвет, хотя наибольший интерес к цвету ребенок проявляет ближе к 6 месяцам. Развивается пространственное восприятие. Познание ребенком мира обусловлено разнообразием впечатлений, которые он получает, поэтому ухаживающие за ним люди должны удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях. Развитие движений и их усложнение говорит о том, что ребенок использует познавательные функции, его действия становятся целенаправленными. Познавательное развитие ребенка задействует память. Сначала появляется узнавание, затем появляется воспроизведение. Наряду с познавательным, наблюдается эмоциональное и речевое развитие. Речевое развитие начинается с гуления, когда ребенок издает звуки, которое трансформируется в лепет, в котором можно узнать повторяющиеся сочетания слогов или звуков. К концу первого года жизни ребенок знает 10-20 слов и может произносить несколько самостоятельно. Таким образом, ребенок переходит на новый этап развития. Кризис 1 годаЭто переходный период между младенчеством и ранним детством. Связан с развитием самостоятельности у ребенка. Он уже скорее всего может ходить и диапазон досягаемости им предметов расширяется, что приводит к запретам со стороны взрослых, потому что некоторые предметы могут быть опасными доя ребенка. А со стороны ребенка, в свою очередь, появляются аффективные реакции, которые могут сопровождаться криком, падением на пол и тому подобными действиями. Такие реакции могут быть связаны с чрезмерным недопущением даже небольшой самостоятельности в действиях ребенка или со стилем воспитания в семье. Непоследовательность в действиях и запретах родителей также может привести к такой реакции ребенка. Чтобы помочь ребенку справиться с кризисом, родители должны запастись терпением, выдержкой и позволить ребенку самостоятельно выполнять некоторые действия. Без преодоления кризиса невозможен, к сожалению, переход на следующий этап развития. Добавлено: 22-12-2019 06:15 Внимание!
|
|
Внимание! © 2007 Домашний Доктор. По всем вопросам и предложениям обращаться по Email: Обратная связь | Политика конфиденциальности |